Матиас Норманн – открытие 2019-го։ история полузащитника «Ростова»
Матиас Норманн – открытие 2019-го։ история полузащитника «Ростова»
03.01.2020
Большой текст про футболиста желто-синих
Матиасу Норманну 23 года, он один из новых символов РПЛ, но вы легко могли это пропустить: для тех, кто не смотрит каждый матч «Ростова», есть звезды хайлайтов и таблиц с голами/ассистами – например, Шомуродов и Ионов. Норманн же герой, который остается в тени: он несется от своей штрафной до чужой и помогает слепить атаку, потом возвращается назад, терпеливо подчищает и начинает еще один штурм длинным пасом через все поле.
В 2019-м норвежец дебютировал в сборной, стал надеждой страны и словил взгляды топовых клубов АПЛ. Матиас встречает праздники счастливым. Самое время вспомнить, что всего год назад карьера парня чуть не развалилась.
Ниже – история, которая побудит вас в новом году следить за Норманном чуть внимательнее.
Первое отчаяние было в Норвегии: его зачем-то отдали в аренду клубу третьей лиги и не давали перейти в более статусную команду
20 июля 2017-го. Норманн позирует с бело-голубой футболкой «Брайтона», смущенно улыбаясь в объектив клубного фотографа. Матиас навсегда запомнил этот день – безмятежный, счастливый, он даже не верил, что все это происходит с ним.
Через месяц в городе ждали «Манчестер Сити», чтобы открыть сезон, Норманн мечтал о первом туре, но особо не верил, что увидит звезд Гвардиолы. На презентации тренер «Брайтона» Крис Хьютон расшифровал, что значит контракт на три года: норвежец очень талантлив, но ему еще нужно окрепнуть и поиграть на взрослом уровне где-нибудь в другом месте – в общем, намекнул на аренду.
Так через пару недель Норманн оказался на родине, откуда только что улетал в Англию с огромным облегчением.
Вообще Матиас резво карабкался наверх. До 15 играл за команду родного городка Свольер (4 тысячи жителей) в пятом дивизионе, в 16 перешел в «Луфутен» из третьего, а в 17 его купил средненький клуб главной лиги «Буде-Глимт». В 2014-м Норманн дебютировал в Кубке Норвегии, но потом вернулся в молодежку.
Как раз с «Буде-Глимт» и связан самый противный этап карьеры в Норвегии. В 2016-м Норманн прорвался в основу и стал одним из лидеров, но команда упала во вторую лигу. Правда, Матиаса тут же захотели вытянуть назад: им заинтересовалась «Валеренга» из середины таблицы, команда, которая открывала новый стадион и пригласила 44-летнего тренера Ронни Дейла – эксперта по раскрытию молодых ребят.
«Валеренга» давала за 18-летнего Норманна порядка 700 тысяч евро, а «Буде-Глимт» сопротивлялся, хотя директор клуба обещал семье Матиаса, что не помешает сделке с качественной командой. «Назовите нас наивными и доверчивыми, но мы считали очевидным, что директор честен, что он не намерен лгать, – говорил отец Норманна норвежскому медиа Verdens Gang, когда «Буде-Глимт» отклонил все предложения «Валеренги». – Нас просто одурачили. Мы думаем, что «Глимт» потребовал слишком много. Я вообще не знаю, переходил ли кто-то из второй лиги за деньги, хотя бы примерно равные тем, что предложила «Валеренга».
И это был не первый конфликт с «Буде-Глимт». В 2015-м Норманн проектировал игру молодежки, рвался в основу, но клуб поступил странно: отдал его в аренду команде третьего дивизиона «Альта». С осени 2012-го до нового контракта в 2016-м Матиасу платили всего 4 тысячи крон в месяц (около 400 евро, средняя зарплата в стране – 45 тысяч крон), а в период аренды парня вообще содержали родители.
«Мы с женой обеспечивали Матиаса, чтобы он сводил концы с концами, – объяснял отец. – Когда ему предложили контракт, который позволял жить за счет футбола, мы, естественно, были счастливы. Сначала я хотел, чтобы он подписал 3-летний контракт, но «Глимт» пообещал, что проблем не будет и с 5-летним. Мы подумали, что все в порядке, «Глимт» просто получит лишние деньги, и согласились. А сейчас жалеем, ведь Матиас всего лишь хотел попасть в большой клуб.
У меня было много бессонных ночей. Я знаю, что у моего мальчика не все в порядке. В «Альте» он чувствовал себя плохо, даже думал бросить футбол и начать учиться на электрика. Но его стремления слишком велики, чтобы сдаться. Мне не важно, играет он за «Реал Мадрид» или работает электриком. Я просто хочу, чтобы он чувствовал себя хорошо».
Через несколько месяцев «Глимт» принял запрос от «Брайтона» на 1,4 млн евро. Казалось, что теперь все действительно наладится.
В «Брайтоне» Норманну не дали шанса. Чтобы перейти в «Ростов», ему пришлось уволить агента
Норманн немного расстроился, но в целом спокойно отнесся к аренде из «Брайтона». В январе 2018-го его отдали на полгода «Мольде», который тренировал Сульшер. Матиас почти сразу травмировался, но когда восстановился, стал важным игроком центра. Сульшер это оценил и попросил клуб продлить соглашение: «Очень качественный игрок, хочет доказать, что лидер, и отлично дополняет других полузащитников».
Норманн остался в «Мольде» до лета, провел 15 матчей и однажды забил. В «Брайтон» он вернулся с уверенностью, что пригодится хотя бы для ротации, начал с клубом сезон-2018/19, но за полгода ни разу не сыграл за основу – только за молодежку.
Это были тяжелейшие полгода. В октябре 2019-го Норманн рассказал норвежскому каналу TV2, что, конечно, еще мог повкалывать для шанса заиграть в Англии, но ему исполнилось 23 – многовато, чтобы начать в АПЛ без опыта. В какой-то момент Норманн замкнулся и отчаялся: не вылезал из отеля и постоянно звонил родителям, жалуясь на обстоятельства тоскливым голосом. «Казалось, выхода нет, – вспоминал он. – Мама говорила: «Ничего, сынок, все будет в порядке». Папа был более жестким: «Черт побери, бесполезно сидеть и ныть, нужно работать».
Норманн снова задумался о новой работе, родители нервничали, что сын увязнет в депрессии. У них была причина опасаться: как-то Матиас признался, что иногда ему свойственна апатия и он любит одиночество. История становилась совсем непредсказуемой, но вдруг Норманном заинтересовался «Ростов».
Тут же развязалась еще одна драма: агент Джим Солбеккен категорически не хотел общаться с российским клубом и убеждал Матиаса остаться в «Брайтоне». Тогда Норманн уволил его: «Он не хотел помогать мне с переходом. Мне пришлось так поступить. Он хотел, чтобы я ждал возможности, но я не видел смысла и сделал правильный выбор в пользу «Ростова». Это лучшее решение, которое я принял в карьере».
В январе 2019-го Норманн с опаской и в то же время остыв перебрался в Россию.
Переезд в Россию спас неустроенного Матиаса, его 2019-й – это хроника счастливых моментов. Он сразу же прогнал из основы железного Александра Гацкана, забил один из лучших голов этого сезона и помогает команде держаться в зоне Лиги чемпионов.
Норманн неподдельно восхищен перерождением, его интервью больше похожи на рекламу «Ростова» и РПЛ: город – «особенный», кухня – «потрясающая», стадион – «предел мечтаний», чемпионат – «очень сильный». А про Карпина он бы, наверное, мог написать целый рассказ.
«Я набрался опыта, стал лучше понимать игру, заботиться о теле и, конечно, для меня очень многое значит тренер, – поделился Матиас в октябре с медиа Nettavisen. – Уже с первой минуты стало ясно, чего он от меня ждет, в чем я хорош, а в каких моментах должен прибавить. Безусловно, он заставил меня потрудиться. Он мотивирует меня во всех отношениях, очень авторитарный тренер. Когда он говорит, все слушают. Многое из того, что он говорит, очень важно. Я просто слушаю его, не открываю рот и усердно работаю. Карпин часто приводит примеры из собственной карьеры, это очень показательно».
Тренер тоже очень доволен: «Норманн – один из сильнейших опорников в нашей лиге, это однозначно. Объем работы, который он проделывает и в обороне, и в атаке, как он разгоняет атаки, борется, сколько он пробегает – по всем параметрам один из лучших игроков. Считаю большим успехом клуба, что Матиаса привезли за такие деньги, когда он был во второй команде «Брайтона».
Норманном восхищен не только Карпин, недавно Юрий Семин сказал, что вместе с Шомуродовым и Еременко Норманн – топ-игрок, который заиграет в любом клубе. В Норвегии Матиаса любят спрашивать, не боится ли он пропасть в России, а тот раздраженно отвечает, что этот вопрос возникает только у тех, кто ничего не знает о силе чемпионата. И Матиас доказал Норвегии, что не потерялся: в июне он вернулся в раздевалку после тренировки «Ростова» и заблестел, уставившись в айфон. Там было сообщение от тренера сборной Норвегии: «Привет, это Ларс Лагербек. Перезвони, пожалуйста».
Через два месяца Норманн, который до этого играл только за молодежные сборные, дебютировал и в главной: вышел на 76-й минуте в отборе Евро против Мальты (2:0). А затем стал одним из героев гостевой встречи с Румынией, появившись на 81-й минуте и сделав голевой пас на второй добавленной – Норвегия спаслась.
Лагербек впечатлен, он допустил уже два приятных для Норманна сравнения. Одно – даже слишком приятное.
Сначала сравнил с Мартиным Эдегором: «Норманн из тех, кто сделал большой шаг вперед и стал одним из лидеров своего клуба, хотя в Норвегии ему уделяют не так много внимания. Матиас отлично играет в одной из лучших команд чемпионата России. Многие говорят о хорошем пасе Эдегора, но посмотрите голевую передачу Норманна в одном из последних матчей в России. В этом моменте вы найдете много общего с Эдегором».
А затем с Лео Месси: «Норманн не такой уж и высокий – мне кажется, его рост где-то 1,77. У него очень низкий центр тяжести, здесь я вижу что-то общее с Месси. Норманн фантастичен, когда у него мяч. Очень умный и физически сильный».
Когда журналисты передали Норманну слова Лагербека про Месси, он не поверил и только добавил, что точно не знает, почему его считают умным игроком: «Возможно, потому что я читаю книги, у меня есть крутой папа, и я перешагнул через некоторые трудности».
Норманн настолько классно проводит этот сезон, что может даже перешагнуть обратно в Англию. В октябре Goal.com написал «Манчестер Юнайтед» и «Тоттенхэм» готовы дать за него 20 млн фунтов, а значит, Сульшер ничего не забыл. Вот только Матиас никуда не собирается: «Мне очень нравится место, где я сейчас живу. Если все останется так же, то мы поборемся за Лигу чемпионов или Лигу Европы. Сейчас нет ни одной причины, чтобы я ушел. Я не шучу! Чувствую себя здесь великолепно».
А мы счастливы, что в России появился такой футболист.